Конкурсная работа. Приведи в порядок свою планету

Многие люди не задумываются о сохранении окружающей среды. Они мусорят там, где захотят: в лесу, вблизи водоёма, просто идя по улице. Что уж говорить о растениях, животных, которым приходится выживать в непригодных для них местах обитания? Больше животных заносятся в Красную книгу, редкими становятся уже сейчас.

Человек вовсе забыл, что такое беречь природу, но ведь природа - наш дом! Так рекордсменами по загрязнению океана считаются: первое место: пластиковые крышки от бутылок, чтобы они разложились, понадобится 100 лет; на втором месте стоит пластиковая посуда, живёт примерно 50 лет; третье место занимают пластиковые бутылки, которые пришли к нам с Запада, для их полного растворения в земле понадобится 450 лет, за ними следуют полиэтиленовые пакеты: около 200-1000 лет; на пятом месте оказываются пластиковые трубочки для напитков, это 400 лет; и последнее шестое место можно смело отдать фантикам, обёрткам и пластиковым формочкам (контейнерам) из-под продуктов питания (зефира, йогурта, творога и т.п.), их продолжительность жизни составляет 50 -1000 лет.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Эти данные я увидела на стенде в океанариуме города Санкт-Петербурга, когда ездила отдыхать. Таким образом, нас заставляют задуматься, не скрывая информации, честно пишут и призывают нас не относится к природе халатно.

Почти все, что растёт на земле, мы употребляем в пищу, и если земля будет загрязнена отходами, то наша планета превратится в свалку мирового масштаба. Так сколько же пластика попадает в океан ежегодно? Вы будете шокированы ответом: 8 миллионов тонн пластика! Это сопоставимо с полуторами пирамидами Хеопса или равно пятидесяти семи тысячам ста сорока двум синим китам! Пластиковый мусор попадает в океан, что же с ним происходит дальше? У четверти всех выловленных рыб в желудке обнаруживается микропластик. Именно эта отравленная рыба попадает к нам на стол, частицы и токсины выделенные микропластиком, убивают морских обитателей.

Круговороты течений есть во всех океанах. Попадая в них, мусор оказывается в ловушке и постоянно накапливается. Так образуются океанские "мусорные пятна". Их всего пять - по числу круговоротов в океане. Самым большим считается Тихоокеанское мусорное пятно. На пространстве, где поместилось бы 1000 городов размером с Санкт-Петербург, плавает более 100 миллионов тонн мусора. Это не мусорный остров, а скорее "суп" из пластиковых частиц. Пластика в этом месте больше, чем планктонных организмов. Пластик за сотни лет не исчезает полностью, а распадается на всё более мелкие кусочки, -

микропластик, самый опасный. Во всём мире в океан попадает 22 000 тонн каждый день, 253 кг каждую секунду.

Зачем нам сохранять океан? Океан - это лёгкие планеты. 70% кислорода, которым мы дышим, производится морскими водорослями. Океан - это источник жизни: 97% воды на нашей планете сосредоточено в океане. Помимо этого океан очищает атмосферу: 30% выбросов углекислого газа поглощается океаном.

В Европейских странах и странах Восточной Азии давно поняли всю важность поддержания экологии, они заботятся об окружающей среде.

Будущее нашей планеты зависит только от нас, кто, кроме самих людей, сможет остановить это равнодушие, пока всё не перешло в глобальную катастрофу? Что мы можем остановить уже сейчас? Над этими вопросами стоит задуматься и делать то, что в илах каждого живущего на земле человека: ценить, любить, ухаживать за природой, помочь ей восстановится и, главное, не мусорить.

Давайте будем уважать природу и заботиться о ней ради будущих поколений и самих себя, она помогает нам выжить, так давайте и мы не дадим ей погибнуть.

Обновлено: 2018-04-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Это очень хороший призыв, по-моему. Земля, как известно, наш дом, поэтому нужно содержать его в чистоте. А тут понятно, что люди уже его очень засорили. Люди думали о другом… О хорошей жизни, о развитии науки, конечно. Или иногда не думали ни о чём. После них потомки как-нибудь сами разберутся. Не хочу никого осуждать, но засорили планету знатно.

И мы сейчас только начинаем понимать трагедию. Наверное, мы тоже не думали бы об этом, но появились озоновые дыры, животные стали попадать в Красную книгу… Так человек может не убирать дома, но вдруг должны вернуться родители!.. Нет, мы не ждём ещё в гости инопланетян, но просто из чистоплотности, из заботы о природе пора задуматься об очищении планеты. Кстати, а интересный вариант. Если бы людям сообщили, что инопланетяне прилетят через год… Стали бы мы срочно наводить порядок? Вот улицы убирают, бордюры ведь красят, когда приезжает важный гость! Наверное, только так мы бы смогли не рассуждать, а все собраться и почистить Планету. Тогда инопланетянам бы у нас было приятно, а нам не было б стыдно за самих себя! Нужно пустить такой слух, я поняла.

Тут надо подумать о том, что каждый из нас может сделать. Конечно, экономить электричество и воду! Ресурсы на Земле – тоже часть порядка. А уж если говорить об уборке, то, кроме своей комнаты, нужно убирать во дворе, например. Устраивать субботники! Вот пойдешь у нас в лес, а там мусор от туристов. Валяются пакеты, обертки, бутылки… Наверное, когда туристы эти учились, у них еще не было урока по окружающему миру. Нам вот с первого класса пояснили, что оставлять грязь в лесу – очень плохо! Или они просто двоечники, которых надо штрафовать.

Убирать, экономить ресурсы, думать о своей Земле – вот самое важное. Думаю, нужно нам устроить показательный пикник, то есть с соседями пожарить шашлыков, а после хорошенько всё убрать за собой. Таблички на местах для пикника можно поставить «Не мусори!». Больше программ по телевизору нужно сделать на эту тему. Например, «Звезды в лесу». То есть певцы и артисты всякие не на острове выживают, а в нашем лесу убирают, соревнуются, кто чище. Вот это было бы точно интересно! И модно бы стало приводить в порядок Землю.

Рассуждение на тему Приведи в порядок свою планету (сочинение)

Наша планета – это очень хрупкое создание, но вместе с тем – очень сильное и крепкое, как это и не странно. Ведь уже сколько лет – наша земля живет, существует, и на ней живут люди, плодятся, размножаются. И людей становится все больше и больше. Но вместе с ними – планета к сожалению не становится чище, она остается такой же, если не становится еще хуже. А именно потому наша жизнь постоянно находится в опасности, ведь никогда не знаешь, когда наша бедная планета перестанет ждать когда же люди станут умнее и хоть немного жалостливее. Не всегда возможно будет существовать наша планета, или по крайней мере – жизнь на ней, когда-то же она устанет ждать.

Стоит думать прежде засорять землю, воздух. Ведь даже маленькая бумажка, обертка от конфеты может причинить вред. Сначала даже подумать о том, что какая-то ничтожная бумажка может причинить такой огромный вред. Редко кто может об этом серьезно задуматься. Но так есть и будет всегда. Недальновидность людей – она всегда заранее известна. Мало кто глубоко задумывался о том, какой он может причинить вред планете, кинув не в мусорный бак, а на землю – какой-то целлофановый пакет. А стоило бы над этим сильно задуматься, ведь такой какой-то незначительный на вид пакетик из целлофана – очень долго на самом деле – гниет. Он гниет очень много лет в земле, а потому - нужно выкидывать даже самый незначительный мусор – в мусорные баки. Может тогда наша планета станет хотя бы немного чище, чем она есть на самом деле. Может тогда – наши внуки и правнуки смогут смотреть в глаза своим детям, говоря, что их бабушек и дедушек нужно уважать. Может тогда, наш мир изменится к лучшему, станет прекрасней, чем есть, и тогда даже нам уже не надо будет волноваться о том, как наши внуки и дети будут жить на такой планете, с таким воздухом и землей.

Люди, просто уделите немного внимания таким незначительным на вид вещам! Просто одну минуту, даже пару секунд лишних, чтобы дойти до мусорного бака, и выкинуть мусор в положенное место – уделите! Именно тогда будет не стыдно перед своими детьми, а главное - перед младшим поколением, которое все наследует от нас! Будьте же милосерднее к своей планете, такой голубой и нежной! Будьте умны не делать то, что потом принесет огромный вред не только самой планете, но и самим нам, тем, кто живет на нашей планете! Но время есть, и если сейчас же заняться уборкой планеты, может тогда мы сможем все изменить?

Рассуждение 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему месть разрушает душу?

    Месть – это преднамеренное, жестокое нанесение вреда другому человеку, причинившему боль в качестве «оплаты» за какой-то поступок. Почему же месть разрушает наши души? Давайте разбираться.

    «Гуси-лебеди» - это волшебная сказка. В ней говорится о девочке, на которую родители оставили младшего братца. Несмотря на обещания хорошенько присматривать за малышом, девочка заигралась и не увидела

«Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан Де Сент Экзюпери)

Часто ли мы задумываемся о том, что наш дом – это не только квартира, а еще и подъезд, двор, улицы, парки, леса, поля, реки. Вся наша земля – это родной дом. В своей квартире мы моем, скоблим, чистим, а все, что за ее пределами нас не касается. Неравнодушный человек, хозяин земли не позволит себе безобразия по отношению к окружающему пространству. С детства приучали меня, а сегодня и я воспитываю своих детей, что бросать мусор на землю нельзя, его надо просто донести до мусорницы. Чисто не там, где прибирают, а там, где не сорят.

На днях мне дочка с удивлением рассказала о том, как мужчина, выгуливающий собаку во дворе, убрал за своим питомцем все в специальный мешочек и отнес этот мешок в контейнер с мусором. Вот это и есть хозяйский подход и культура!

Землю надо почитать, землей нужно дорожить, а не захламлять ее. Наши предки берегли землю-матушку, называли ее Мать-Сыра-Земля, кормилица. Вот и получается, что с таким безалаберным отношением к земле дикарями надо называть нас – людей 21 века.

В моей семье уже не первый год живет традиция собирать всю макулатуру в коробку на балконе, а потом два раза в год относить все накопленное в лицей, где устраиваются соревнования по сбору макулатуры между классами (спасибо нашему директору за эти полезные мероприятия). Мы очень быстро и с легкостью привыкли к тому, что картонные упаковки, черновики, чеки, этикетки и т.д. должны храниться в специальном месте.

Недавно начала собирать пластик: бутылки из-под молока, стаканы из-под сметаны, творога, баночки из-под витаминов и многое другое. Сначала это все было нужно нам с дочкой для поделок, а потом, это «богатство» куда-то надо было деть. Очень не хотелось этим пластиком загрязнять природу, поэтому мы нашли пункт приема вторсырья у нас в Екатеринбурге по адресу: Артинская, 22 (тел. 361-15-97). Здесь же можно сдавать и макулатуру. Неважно, что за 2 кг пластика нам заплатили 20 рублей, самое главное, что мы хоть немного, но помогли природе.

Почему в нашем большом городе до сих пор не организована сортировка бытового мусора с помощью специализированных контейнеров во дворах? Пока нет ответа на этот вопрос, мы пытаемся решать проблемы экологии самостоятельно. Часто беру на заметку идеи из раздела «Вторая жизнь вещам».

Известно, что 100 кг макулатуры спасает одно дерево. Думаю, что наша семья спасла уже несколько деревьев и на этом не остановится. Может это звучит и грубо, но не хочется быть «засранцами», хочется быть ХОЗЯЕВАМИ.

Экос (греч.) - дом, среда обитания, мир, в котором мы живем

За последнее столетие давление человека на окружающую среду выросло в огромное количество раз. В настоящее время наблюдается сочетание неблагоприятных космических воздействий на планету и техногенное воздействие человека.

Изменения произошли во всех слоях планеты - воздух, земля, вода, растительность, Ноосфера заражены настолько, что проблема чистой земли, воды, воздуха становится наиглавнейшей.

Численность населения растёт, уровень культуры и образования- падает. В этих условиях разгорается борьба за ресурсы, возникают конфликты между людьми, народами на международной почве. Угроза уничтожения нависла не только над человечеством, но и над всей планетой, которая может быть уничтожена мгновенно всем накопленным оружием.

Участвуют все

Существование экосистемы - планеты Земля - зависит от всех участников этой экосистемы. И от того, в каком состоянии находится планета, в свою очередь, зависит здоровье каждого из нас.

Поэтому забота о гармоничном и здоровом функционировании экосистемы - это задача не только специальных государственных или общественных структур, но и каждого человека.

Наш долг - не в том, чтобы только платить налоги государству, чтобы оно обеспечивало через экологическую безопасность и охрану окружающей среды, и быть пассивным созерцателем этого процесса.

Он в том, чтобы быть деятельным участником, который своими ментальными, чувственными устремлениями и действиями постоянно поддерживает баланс системы, в которой живет.

Необходимо осознание единства, взаимосвязи всего со всем во всех слоях многоуровневой реальности.

Нам нужно взять на себя ответственность за то, что происходит на планете, и в меру своих сил и возможностей участвовать в ее жизни и выходить из привычной формы-жить только личными интересами потребления, племенной идеологией, местечковыми верованиями.

История болезни

Особенностью человека является объединение перед лицом опасности. Настало время, когда мелкие, личные, племенные, национальные и государственные интересы должны быть подчинены общей глобальной цели - спасению планеты с её миром и человечеством.

Болезнь можно вылечить, лишь устранив причину. Причины болезни человечества и, как следствие, всей планеты в создавшемся неэкологическом отношением человека к себе (личностные негативные программы), окружающим людям и миру природы.

Принятые неправильные ценности, образовавшиеся в социальной жизни, отразились в социальной жизни и культуре последних веков, а резкий скачок технологического прогресса усугубил тенденции, что привело к печальным обстоятельствам, в которых мы находимся.

Мир священный

Что же это за негативные программы, доминирующие в сознании человека и человечества? Прежде всего, это отсутствие знаний о единстве и священности мира.

Всё живое и неживое имеет единый источник, взаимопроникновение и взаимосвязь, который проявлен в единстве материи и информации (сознания). Поэтому отношение к миру как живому, сознательному, чувствующему, реагирующему можно выразить словом священный.

Человек способен улучшить экологическую ситуацию не только своими действиями (которые, безусловно, необходимы), но и своими помыслами, медитациями и молитвами, расширением своего сознания до планетарного уровня.

Такой человек не просто познает разумом свое единение с миром - он переживает его всеми пластами своей психики и физиологии, порождая в себе светлые духовные энергии, распространяя их вокруг себя. Иными словами, он развивает в себе экологическое сознание.

1 Экологический проект «Приведи планету в порядок»

Россия, г. Волгоград

МОУ детский сад №300

Воспитатель

Гулевская Елена Алексеевна

Экологический проект «Приведи планету в порядок»

Обоснование необходимости разработки проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Вид проекта:

групповой, детско-родительский.

Тип проекта исследовательско-познавательный.

Проблемная задача: Загрязнение улиц города.

Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети подготовительной группы 11 человек, родители.

Сроки реализации проекта : краткосрочный (апрель-май)

Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края.

Задачи проекта:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Проектный продукт:

  • Разработка плана проведения акции.
  • Издание книжки – самописки «Мир, в котором хочется жить!»
  • Участие в городском конкурсе детского творчества «Я люблю тебя, планета!» в районном конкурсе «Как прекрасен этот мир»
  • Выставка «Природа и творчество»
  • Презентация «Враг природе - это мусор!».
  • Изготовление экологической газеты-плаката
  • Выпуск листовок

Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной город Волгоград, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

Принципы проекта

В основу проекта заложены пять принципов:

  • Уважения: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнение на этот счет.
  • Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей). Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду.
  • «Переиспользование»: старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды.
  • Экономия: с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
  • Переработка: ненужные вещи снова станут кому-то полезными (сбор, утилизация, переработка отходов)

Девиз проекта: Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Задача этапа : анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы.

Задачи этапа : экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, анкетирование родителей, привлечение их к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа : формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога

Формы работы по реализации проекта:

· наблюдения и экологические экскурсии; · создание презентации, слайд шоу; · познавательное чтение; · конкурсы и викторины, · продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; листовок; · выпуск экологический газеты, · инсценировки и театрализации; · экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. · эколого-познавательные праздники и развлечения. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников непосредственно воспитательно-образовательного процесса в экологической акции, которая проходит через четыре этапа:

  • Экологическая тревога
  • Экологические знаки
  • Экологическая тропа
  • Экологическая газета
  • Итоговое мероприятие

Формы и методы работы с родителями:

  • Круглый стол «Воспитание доброты к природе»
  • Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы,
  • Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
  • Изготовление фотоальбомов.
  • Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
  • Участие родителей в субботниках.
  • Проведение совместных экологических экскурсий.
  • Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.

Акция «Как не любить нам эту Землю!» (апрель-май)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Экологическая тревога. «Чистый дворик»

Решение проблемных ситуации: что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города?

Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели и другие.

Рисунки детей «Улицы нашего города».

Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

- «Отходы как ресурс» (привлечение родителей к сбору пластиковых отходов).

Экологические знаки

Изготовление экологических знаков «Не сори!», «Соблюдай чистоту!»

Занятие с элементами театрализованной деятельности «День Земли»

Круглый стол "Воспитание доброты к природе"

Консультации:

«Вторая жизнь коробки»,

« Волшебные превращения проволоки».

Экологическая тропа

Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!».

Экологическая игра «Спаси планету»

Семейный конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»;

Семейный фотоальбом «Отдыхаем, не вредя!»

Экологическая газета- плакат

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Рисование экологического плаката к пословицам и поговоркам.

Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Родительское собрание совместно с детьми «Войди в природу другом!»

Выставка «Природа и творчество»

Литература

1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3.

4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. - Москва, 2001.

6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2.

7. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

8.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Публикации по теме