Происхождение и применение формы рондо. Значение слова рондо Определение и характеристика формы

Форма рондо.

Определение.

Форма рондо основана на многократном (не менее 3 раз) поведении одной и той же темы, чередующейся либо с другими темами (АВАСАDA), либо с вариантными изменениями той же темы (А А1 А А2 А А3 и т.д.).

В ней преобладает один образ (Бетховен Л. Ф-п соната №21 финал, Глинка М. «Рондо Фарлафа»). Многократное повторение одной и той же темы создает особые выразительные возможности, так как утверждает ее как господствующую мысль. Таким образом, драматургическую основу формы рондо составляют принципы репризности (повтора) и контраста (чередования неизменного и нового).

Рондо – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части нового содержания. Главная тема называется рефрен (фр. Refrain – припев), все остальные разделы, независимо от формы, называются эпизодами.

Как правило, форма рондо выражает светлые чувства, рондо драматических и трагических нет. Тематизм песенно-танцевальный (Гайдн. Соната №50 D-dur) или лирико-философский (Бетховен. Ф-п соната №2 2ч.).

2. Разновидности формы рондо.

Старинное рондо.

Старинное (куплетное, французских клавесинистов, однотемное) рондо отличается следующими признаками:

1) многочастное (5-17 частей);



2) рефрен – период, эпизоды – не сложнее периода. Форма эпизодов к концу произведения усложняется;

3) слабый контраст темы и эпизода. Безраздельное тематическое господство рефрена, отсутствие коды. Эпизодом часто является проведение рефрена в другой тональности (Ф.Куперен «Душистая вода»);

4) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды в тональностях первой степени родства, одноименной или основной (особенно последний);

5) Отсутствуют связки.

3. Классическое рондо.

Особенности классического рондо:

1) 5-частное;

2) рефрен – период, простая двух(трех)частная форма. Строение эпизодов усложняется по мере продвижения к концу формы;

3) значительный контраст темы и эпизода. Наиболее контрастен второй эпизод. Вводится сопоставлением, поэтому перед ним связок и переходов не бывает ;

4) насыщенность развитием. Используются связки, ходы, варьирование рефрена, имеются вступление и кода. Иногда кода заменяет последнее проведение рефрена. Бетховен Л. Ф-п соната №10 финал.

6) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды: В – в параллельной, одноименной или доминантовой, С – в субдоминантовой.

Классики вводят форму рондо в медленной части.

Романтическое рондо.

Характеризуется большей, по сравнению с классическим рондо, свободой. Форма рефрена более сложная, чем период. Возможны:

1) смена темпа – Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Свадьба»;

2) увеличение количества частей;

3) проведение рефрена в разных тональностях – Прокофьев С. «Джульетта-девочка» - С-As-E;

4) пропуск одного из проведений рефрена, с непосредственным сопоставлением двух эпизодов – рондо Фарлафа:

А С А1 С1 D A Coda

Высшая форма рондо.

Высшая форма рондо – это семичастное рондо, сочетающее признаки рондо (трехкратное проведение темы), трехчастности (наличие середины-трио) и сонаты (тональное соподчинение эпизодов).

D,p R T все финалы пяти ф-п концертов Л.Бетховена.

Происхождение и применение формы рондо.

Происхождение формы рондо – в народной песенно-танцевальной музыке. Прообразом ее являются хороводные (круговые) песни с припевом, в котором текст с музыкой повторялся (своеобразный рефрен). Своим названием форма рондо также обязана происхождению. «Рондо» (фр. Rondeau) переводится как «круг», «рефрен» как «припев». Рефрену соответствует припев, эпизоду – куплет. Происхождение обусловило характер тематизма - преобладают песенно-танцевальные темы.

В профессиональной музыке форма рондо стала развиваться с середины XVIII века в творчестве французских клавесинистов (Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена. Форма рондо в основном используется в произведениях жанровых, программно-изобразительных, эпических. Наиболее типична для инструментальной музыки.

Форма рондо встречается как

1) форма самостоятельного произведения (Ф.Куперен, Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо)

2) часть цикла (финалы венских классиков, Глазунов А. Симфония №6. Чайковский П. симфония 1 ч.2)

3) как форма оперной сцены (Римский-Корсаков Н. «Садко» 4 картина, «Снегурочка», сцена проводов масленицы, Прокофьев С. «Война и мир» вальс Наташи)

4) как форма оперной арии (Моцарт В. Ария Фигаро «Мальчик резвый», Глинка М. Рондо Антониды).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова рондо

рондо в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

рондо

ср. несклон. франц. стихотворенье, в котором первый стих повторяется последним;

музыкальное, подобное сему сочиненье.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рондо

(ит. rondo) и РОНДО (фр. rondeau), нескл., ср.

    (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная Форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.).

    (рондо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Рондо в Патетической сонате Бетховена.

    (рондо). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.

    в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом - для писания таким шрифтом. Писать пером рондо.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

рондо

нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к-рой несколько раз повторяется рефрен.

рондо

    нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном.

    нескл., ср. Закругленный рукописный и печатный шрифт.

    неизм. О пере2: со срезанным концом для писания таким шрифтом. ПероР-

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

рондо

    ср. нескл.

    1. Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными.

      Музыкальная пьеса, написанная в такой форме.

    1. ср. нескл.

      1. Старинная французская стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке.

        Стихотворение, написанное в такой форме.

      ср. нескл.

      1. Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.

        Название пера с тупым концом для писания таким шрифтом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

рондо

РОНДО (итал. rondo, франц. rondeau, от rond - круг) музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песеннотанцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских клавесинистов, сюитах И. С. Баха), классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инструментальные пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классической школы) и послеклассическое, с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.).

рондо

РОНДО (франц. rondeau) в стихосложении - твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

Рондо

(итал. rondo, франц. rondeau, от rond ≈ круг),

    распространённая музыкальная форма , основанная на чередовании главной, неизменяемой темы ≈ рефрена, и постоянно обновляемых эпизодов. Возникла из народных песен, в которых запев (каждый раз новый) сопоставляется со стабильным припевом. Старинное, или куплетное, Р. широко представлено в музыке французских клавесинистов 17≈18 вв. Венские классики часто обращались к Р. в финалах своих сонатно-симфонических циклов. Для их Р. характерны тематический контраст между рефреном и эпизодами (два, реже три), появление связующих построений между рефреном и эпизодами, завершающая целое кода. В последующее время Р. вновь используется и как форма самостоятельной пьесы; композиционный план Р. становится более свободным. Форма Р. проникает и в вокальные жанры (романс, ария, оперная сцена), в балетную музыку. Черты Р. находят преломление в многочисленных «рондообразных» формах.

    Рондо, твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 15 строк в 3 строфах с рифмовкой aabba, abbR, aabbaR, где R ≈ рефрен (обычно нерифмующийся), повторяющий первые слова 1-й строки. Содержание Р. преимущественно любовно-лирическое. Форма возникла во французской поэзии конца 14 в., расцвела в 16 √ 1-й половине 17 вв.; в России Р. писали поэты 18 в. и начале 20 в. Р. 20 в. воспринимаются как стилизации. Пример: «Манон Леско» М. Кузмина.

    В. П. Бобровский, М. Л. Гаспаров.

Википедия

Рондо

Рондо - музыкальная форма , в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

В обобщённом виде схема формы такова:

A - B - A - C - A - … - A

Рондо (текстомузыкальная форма)

Рондо́ - поэтическая (твёрдая форма) и музыкальная форма с рефреном преимущественно во Франции в XIII-XV веках. Термин « ро́ндо », относящийся к инструментальной музыке барокко и венских классиков, связан с рондо́ этимологически , но по смыслу отличается от него.

Рондо (Арканзас)

Рондо - город , расположенный в округе Ли (штат Арканзас, США) с населением в 237 человек по статистическим данным переписи 2000 года.

Рондо (стихотворная форма)

Рондо - твёрдая форма в поэзии Нового времени, так или иначе опирающаяся на средневековые образцы (см. рондо во французской поэзии XIII-XV веков). Согласно М. Л. Гаспарову, рондо в русской поэзии Серебряного века - это стихотворение из 15 строк со сквозной рифмовкой, причём 9-я и 15-я представляют собой усечённый первый стих, его первое полустишие (холостое или связанное с основной рифменной цепью посредством внутренней рифмы).

Примеры употребления слова рондо в литературе.

Элегии, элегии без конца, мадригалы какие-то, рондо , чтоб их дьявол побрал, игрушки, безделки -- и все это тогда, когда деспотизм крепчает, крестьяне рабы, а Аракчеев и Меттерних шпицрутенами Европу хлещут.

Мысли, которые вызвала в нем песня, - это сарабанда, следующая за рондо .

Но все дальнейшие стихотворческие потуги Сервадака ни к чему больше не привели, и, когда в шесть часов вечера он подъехал к своему гурби, весь его поэтический улов состоял из начального четверостишия рондо .

Рондо и вирлэ, как типично французские формы, отпали теперь совсем, а баллада стала искать связей с соответствующими английскими, притом народными, видами.

Второй, Монфор, уже три месяца работает над маленьким рондо на португальскую тему, сочетая в работе скрупулезность, блеск и точность.

Гектор Сервадак прилагал неимоверные усилия, чтобы совладать с рондо , и тщетно призывал вдохновение, которое оставалось неумолимым.

И тут капитану Сервадаку пришло на ум закончить пресловутое рондо , последнее четверостишие которого осталось недописанным.

А лучше всего то, что мне не нужно заканчивать этого проклятого рондо , - пробормотал Гектор Сервадак про себя.

Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо.

О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных им рассказах.

Что же это такое -- рондо -- слово, которое может включаться в название произведения, а может только определять его форму?

В этом вопросе уже заключена часть ответа: рондо -- одна из давно закрепившихся, вошедших в практику музыкальных форм.

Вот от этих хороводов и ведет свое начало рондо -- особая форма построения музыкального произведения.

На протяжении рондо этот припев возвращается не менее трех раз, чередуясь с другими музыкальными эпизодами.

В форме рондо написано много инструментальных пьес в народном духе, бодрых и оживленных.

В данной статье вы узнаете, что такое рондо. Этот термин имеет несколько значений, но все они, так или иначе, связаны с формой. Рассмотрим подробнее значения в зависимости от сферы использования слова.

Рондо в музыке

В музыке рондо - это форма произведения, которая характеризуется многократным чередованием главной темы и отличающихся от нее и друг от друга фрагментов. Схематично форму рондо можно представить следующим образом: A — B — A — C — A — … — A. Считается, что это наиболее распространенная музыкальная форма с рефреном.

Рондо в литературе

Термин «рондо» используется также, чтобы охарактеризовать стихотворное произведение. В русской поэзии оно должно состоять из 15 строк и иметь сквозную рифму. Девятая и пятнадцатая строки в усеченном виде повторяют первый стих.

Таким образом в обоих случаях речь идет о рефрене. Эта традиция была особенно характерна для французских произведений XIII—XV веков.

Как музыкальные, так и литературные произведения могут различаться по жанру. Что значит данная характеристика, вы можете узнать в статье нашего сайта .

Рондо (от фр. rondeau - «круг », «движение по кругу ») - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами

A - B - A - C - A - … - A

Неизменная главная тема - рефрен- подобна припеву, побочные темы - эпизоды - по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо - форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке - это одна из самых распространенных форм. В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально-поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с приведенной выше общей схемой, но и оно основано на возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением инструментов.

С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A) получает большое распространение в оперной, балетной, инструментальной музыке. По-видимому, первый образец рондо в опере встречается в прологе оперы «Орфей» К- Монтеверди, который построен на чередовании оркестрового отыгрыша (ритурнеля) и пения Музы, т. е. на чередовании инструментального рефрена с несколькими вокальными эпизодами. Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо небольшие пьесы для клавесина с программными заголовками («Жнецы» Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка» Дакена). Этим пьесам свойственны тонкая звукоизобразительность, изящество, грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и эпизоды миниатюрны, их число колеблется от 5 до 17 и более. По характеру эпизоды близки рефрену и скорее дополняют, оттеняют его, чем контрастируют.

В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена рондо - типичная форма финалов сонатно-симфонических циклов, лишь изредка - самостоятельная пьеса. В финалах характер музыки обычно песенно-танцеваль-ный, с оттенком юмора. Но встречаются у них и произведения лирического, углубленного содержания (рондо ля минор для фортепьяно Моцарта). Новым в рондо венских классиков были подчеркнутый контраст между рефреном и эпизодами, строгое ограничение пятью широко развитыми частями.

Рондо в творчестве композиторов последующих поколений отличается большой свободой: в нем возрождается многочастность, рефрен при возвращении может изменяться, богатство образных контрастов граничит с калейдоско-пичностью («Венский карнавал» Р. Шумана). В форме рондо пишутся отдельные пьесы, части сонатно-симфонического цикла или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П. Бородина), оперные арии, (рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), оперные сцены (сцена музицирования из оперы С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды балетной музыки (четвертая картина в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка»).

Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.

Принцип рондо включает множество форм различной протяжённости и конструкции. Кроме самостоятельных пьес или частей циклов, принцип рондо часто проникает в другие формы (например, рондо-соната). По принципу рондо может быть написана целая оперная сцена (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки - хоровые фрагменты образуют подобие рефрена).

Рондо-соната - музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим принципом многократного проведения темы и чередования её с иным материалом). Однако она не является разновидностью рондо в силу масштаба изменений, которым подвергается главная тема, и разработочности, нехарактерной для рондо.

Рондо, в современных понятиях, отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно - например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена - как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).

Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции - редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).

Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского - рондо).

Введение

1) Цель исследования – определение формы III части сонаты A-DurВ.А. Моцарта.

Задача – Логически разобрать произведение, изучить и определить форму произведения.

Метод исследования – работа с нотным текстом, изучение теоретической научной литературы.

Определение и характеристика формы

Основной принцип рондо. Название «рондо» (круг) присваивается формам, где неоднократные проведения основной темы чередуются с эпизодами. В отличие от форм двухчастных, трехчастных, трех – пятичастных, для рондо определяющим признаком не является ни общее число частей, ни их внутренняя структура. Признак этот заключается в расположении частей, определенном их распорядке. Наиболее кратко принцип рондо может быть характеризован следующим образом: чередование различного с неизменным. Отсюда вытекает, что части, лежащие между проведениями темы, должны быть всякий раз иными. Из этого следует также, что рондо в его нормативном виде содержит двоякий контраст:

· тема и эпизод

· эпизоды между собой.

Понятия различного и неизменного должны трактоваться гибко, в зависимости от общего характера произведений, от черт стиля. То, что в одних случаях должно быть расценено как «различное», в других случаях выполняет функцию неизменного в своей основе, но подвергшегося большей или меньшей модификации.

Подобно другим репризным формам, рондо создается взаимодействием двух принципов формообразования – повторности и контраста. Но, в отличие от этих форм, оба принципа здесь действуют неоднократно. Поэтому с точки зрения общих принципов рондо должно быть определено как ряд контрастов, всякий раз замыкаемых повторностью, или же, наоборот, как многократное восстановление нарушаемого равновесия. Именно отсюда проистекает возможность определять рондо как форму, где главная тема проходит не менее трех раз.

Смысл формы, заложенный в ее основном принципе, двояк. Он заключается, с одной стороны, в настоятельном утверждении главной мысли – «рефрена», а с другой стороны, в последовательном внедрении разнообразия. Переменчивостью второстепенных частей оттеняется стойкость главной темы; в то же время сменяемость эпизодов производит особенно выгодное впечатление на фоне повторений одной и той же темы. Форма, таким образом, художественно двулика, и в слиянии противоположных, но взаимодополняющих качеств заключена ее особая эстетическая ценность.

Двуликость формы рондо может быть описана и с точки зрения процессуальной: в рондо действуют две силы, одна из коих стремится удалить нас от центра в любых, не совпадающих направлениях; другая же сила стремится вернуть нас к неизменному центру. Происходит, таким образом, борьба центробежных тенденций с центростремительными при поочередном торжестве то тех то других.

Рефрен рондо. Рефрен заслуживает особого внимания. Внося единство в форму, рефрен, по Асафьеву, есть «мнемоническая веха», ориентирующая слушателя среди многообразия. В этом определении подчеркивается не только конструктивная, но и коммуникативная роль рефрена. Там же автор указывает на противоположные функции заключенные в рефрене, – принцип тождества играет не только объединяющую, но и направляющую роль. «Он и стимул, и тормоз, и исходная точка, и цель движения». Приведенная формулировка – одно из ярких проявлений диалектической закономерности, установленной Асафьевым, – взаимопревращений начального импульса и замыкания. Развивая эту мысль следует отметить единственный в своем роде полифункционализм заложенный в основной теме рондо: рефрен представляет исключительный случай, где музыкальная мысль поочередно наделена и начальной, и промежуточной, и заключительной функцией. Такая множественность положений и ролей должна получить отражение при сочинении рефрена. Так, ему должны быть присущи черты «инициативности» (определенность вступления, ясно очерченныеинтонации) и в то же время – завершительности (добротнаякадансовая концовка, общее преобладание устойчивости, метрическая завершенность). Однако ни то, ни другое не должно быть чрезмерно подчеркнуто. В противном случае рефренбудет«односторонен», что затруднитлибо появление эпизода, либо последующие вступления рефренов.Полифункционализм может учитываться композитором либо в меньшей, либо в большей степени.

Эволюция формы Рондо

Выделяют три периода развития Рондо:

Старинное (куплетное) рондо;

Рондо классической эпохи:

1) Малое рондо (однотемное и двухтемное) .

2) Большое рондо (регулярное рондо с повторением побочных тем, нерегулярное рондо, сонатная форма с эпизодом вместо разработки.

Послеклассическое рондо.

Исторически все типы рондо следовали друг за другом, внося изменения в двух направлениях:

1. Образно-тематическом соотношении рефрена и эпизодов;

2. Структурном и количественном.

Поэтому логичнее (очертив исторические рамки каждого из 3-х типов рондо) дать сравнительную характеристику, опираясь на указанные выше направления. Так «качественный» уровень рондо определяется:

· Тематической близостью или контрастностью рефрена и эпизодов. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо. Как оказалось, авторитет рефрена французских и немецких клавессинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. Венские классики значение рефрена упрочивали путем контрастного его соотношения с различными эпизодами. А романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменение.

· Тональным планом и «стыками» эпизода с рефреном. При этом именно классикам удалось внести внутреннее движение и динамический процесс (иногда скромный, но у Бетховена очень рельефный). Романтики и другие композиторы XIX–XX веков тоже использовали это в своих композициях и в чем-то пошли дальше. В результате понадобилась кода.

Что подразумевается под «количественным» уровнем – это:

1. Количество частей;

2. Структура рефрена и эпизодов.

Старинное (куплетное) рондо

Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондом» (фр. rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондом», с ударением на последнем слоге).

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов – Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно – миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И.С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И.С. Бах. Пасспье из Английской сюиты e-moll).

Различна продолжительность формы. Норма – 5 или 7 частей. Минимум – 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) – 17 (Пассакалия Ф. Куперена).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда – единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И.С. Баха) и имеет форму периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение – отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

Рондо классической эпохи

Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф.И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.

Область применения рондо в этот период – финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).

По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут указаны эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX – начала XX веков (А.Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует каждый тип.

Малое однотемное рондо

Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом).

Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо – наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.

Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).

Самостоятельные пьесы в этой форме редки.

· Л. ван Бетховен. Багатель, ор. 119 (тема – простая двухчастная безрепризная форма).

· Р. Шуман. Новеллетта №2 D-dur (тема – период, ход занимает 74 такта).

Публикации по теме