Смотреть что такое "Гребенщиков, Борис Борисович" в других словарях. Борис Гребенщиков: биография, интересные факты Лидером какого коллектива является борис гребенщиков

- (р. 27 ноября 1953, Ленинград), российский рок (см. РОК МУЗЫКА) музыкант, поэт и автор песен. Одна из самых значимых личностей в отечественной рок музыке. Не имеет формального музыкального образования. В 1972 вместе с барабанщиком Анатолием… … Энциклопедический словарь

Гребенщиков, Борис Борисович - Певец, композитор, поэт; родился 27 ноября 1953 г.; окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета; после окончания Университета под влиянием творчества "Битлз" увлекся рок… … Большая биографическая энциклопедия

ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович - (р. 27 ноября 1953), российский композитор, актер. Окончил математический факультет Ленинградского университета (1974). С 1972 лидер рок группы «Аквариум». Пишет музыку к театральным спектаклям («Самоубийца» Н.Эрдмана в Псковском ТЮЗе),… … Энциклопедия кино

Гребенщиков Борис Борисович

Гребенщиков Борис Борисович - (р. 1953), рок музыкант, певец. Создатель и руководитель рок группы «Аквариум» (1972, Ленинград). Записал 25 альбомов (на 1996). Гастролирует, в том числе за рубежом … Большой Энциклопедический словарь

Борис Борисович Гребенщиков - Борис Гребенщиков БГ (2008) Дата рождения 27 ноября 1953 (55 лет) Место рождения Ленинград … Википедия

Гребенщиков, Борис - Борис Гребенщиков БГ (2008) Дата рождения 27 ноября 1953 (55 лет) Место рождения Ленинград … Википедия

Гребенщиков Борис - Борис Гребенщиков БГ (2008) Дата рождения 27 ноября 1953 (55 лет) Место рождения Ленинград … Википедия

Гребенщиков, Борис - Певец, музыкант, лидер рок группы Аквариум Певец, поэт и музыкант, создатель и лидер рок группы Аквариум с 1972 года. Один из отцов основателей советской и российской рок музыки. Борис Борисович Гребенщиков (часто его называют просто БГ ,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Гребенщиков - Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 Г … Википедия

Книги

  • Песни , Гребенщиков Борис Борисович. Борис Гребенщиков - поэт, музыкант, художник, легенда русского рока; полстраны выросли на песнях Б. Гребенщикова, которые помогают "двигаться дальше", несут духовное перерождение чуткому… Купить за 844 руб
  • Песни БГ , Гребенщиков Борис Борисович. Борис Гребенщиков - легенда русского рока, поэт, музыкант, художник; полстраны выросли на песнях Б. Гребенщикова, полстраны с трепетом относятся к его творчеству, будоражащему и всегда… Купить за 460 руб
  • , Гребенщиков Борис Борисович. Мало кто из рок-музыкантов не только достиг самых вершин славы, но и столь досконально изучил все, что касается творчества его предшественников и коллег. С 2005 года Борис Гребенщиков ведет…

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать

БГ, Гребень, Борис Борисыч - человек, стоявший у истоков русского рока, экспериментатор - поначалу и культовый музыкант - сегодня. Сегодня ему исполнилось 60 лет.


Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков (1926—1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929—2009) - долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Бабушка Екатерина Васильевна, была для Бориса незаменима и жила с ним со времени переезда семьи родителей Бориса под одну с ней крышу до своей кончины в 1992 году, в это время Борис находился в США. Екатерина Васильевна (как и её дочь Людмила Харитоновна) пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1970 Борис Гребенщиков заканчивает Физико-математическую школу № 239 Ленинграда и поступает на факультет прикладной математики — процессов управления ЛГУ (Ленинградского государственного университета им. Жданова), где в июле 1972 вместе со своим школьным другом Анатолием Гуницким (он же Джордж, Старый Рокер) и группой единомышленников основал группу «Аквариум»как поэтически-музыкальный проект. Тридцать лет спустя Гребенщиков так охарактеризует этот проект: "У меня простой подход. Боб Марли говорил: «Who are playing with me is Wailers» — кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум». Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это «Аквариум»." (Из интервью Гребенщикова «Нашему радио», Брянск, 2002.)


По распространённой версии название группы предложил один из участников группы, увидев на Будапештской улице Ленинграда пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы:

"РД. Кто придумал это название?
БГ. Никто не придумал. Когда мы совсем устали, случилось так, что мы ехали где-то в Купчине. Проехали такую двухэтажную «стекляшку». Она называлась «Аквариум». И кто-то сказал, что вот — «Аквариум». И мы решили, что — да.
РД. А где была эта «стекляшка»?
БГ. Где-то на Софийской или Будапештской… Сейчас там шашлычная, по-моему."
Интервью А. Житинскому, октябрь-ноябрь 1988 г. («Путешествие Рок-Дилетанта», Лениздат, 1990 г.)

"Такова версия моего друга Толи Гуницкого, с которым мы вместе и основали «Аквариум» летом 1972 года. Но я с ней абсолютно и полностью не согласен. Потому что пивом я не интересовался никогда — ни тогда, ни сейчас. И я твёрдо знаю, что название «Аквариум» было придумано где-то на двух третьих теперешнего Троицкого моста через Неву, приблизительно между серединой и выходом с моста к Петропавловской крепости, в результате того, что мы в течение трёх суток перебирали все возможные слова. <…> Мы ходили по городу, ездили по городу, передвигались всеми методами и перебрасывались трое суток, без сна и отдыха, сочетаниями слов, одно из которых должно было стать названием группы. Двое с половиной суток мы этим занимались, и примерно в 17 часов на этом мосту, то ли он, то ли я, вот этого я уже сказать не могу, сказал: «Аквариум». Мы остановились, посмотрели друг на друга и сказали «О! Может быть»." (БГ для BBC, Лондон, 2007.)

Группа была неформальной, жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций, но, по некоторым данным, в 1972 году группа всё же дала один маленький концерт за городом. По другим сведениям, первое выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными. В 1973 году у «Аквариума» появляется первый концертный опыт, но выступает группа всё ещё редко: "Всё это время «Аквариум» почти не выступает, а сидит преимущественно на юге, пьёт портвейн и поёт песни (свои и Битлз) или же репетирует на факультете ПМ. Аппаратура стоит в подсобке, и её вполне достаточно, чтобы изредка играть на свадьбах." (Из интервью Гребенщикова.)

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 25 февраля 1976 года, а 10 марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошенным гостем на Таллинский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи и получает приз за самую интересную и разнообразную программу.Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем.

В 1977 году после окончания университета БГ поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. В это же время он основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1978 года «Аквариум» записывает первый акустический альбом «Все братья – сестры», вдохновленный творчеством Боба Дилана. Скандальную известность группе принесло участие в Тбилисском рок-фестивале в апреле 1980 года. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ исключили из комсомола (вступил в 1967), сняли с должности м.н.с. (младшего научного сотрудника), уволили с работы, а группу запретили официально.


«Аквариум» продолжил играть нелегально, став с марта 1981 членом незадолго до этого основанного Ленинградского рок-клуба, и участвуя во многих его фестивалях. Достаточно (имхо) просто перечислить альбомы: «Синий альбом» (январь 1981), записанный в стиле регги и ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума» и первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление); «Треугольник» (летом 1981), который, по замыслу Гребенщикова, должен был стать новым «Сержантом Пеппером», и ставший своего рода возвращением «Аквариума» к традиционному року; «Акустика. История Аквариума — Том 1» (1981-82) - сборник песен, которые группа исполняла на домашних концертах, и о котором БГ сказал, что тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум»; «Табу» (лето 1982), на обложке которого после названия группы был поставлен вопросительный знак, так как по словам БГ, для группы это были тяжёлые времена; «Радио Африка» (весна-лето 1983), названный БГ «языческим», в который вошла знаменитая песня «Рок-н-ролл мёртв», ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия; «День Серебра» (начало октября 1984), который многие считают одним из лучших альбомов группы — благодаря стройной концепции (создававшейся в течение восьми месяцев), удачным аранжировкам и, как всегда, малопонятным, но философским текстам...
Борис Гребенщиков в 1987 году
Несмотря на то, что популярность «Аквариума» увеличивалась, и в конце 1983 года группа даже попала в тройку лучших (после «Динамика и «Машины времени») в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина, а в феврале 1984 года по результатам экспертного опроса газеты «Московский комсомолец» уже занимала второе место среди ансамблей, выйти из подполья музыкантам удалось лишь во времена перестройки.

Десятый альбом «Аквариума» — «Десять стрел» (1986) — стал концертным. В альбом были включены записи, сделанные на выступлениях за два года, предшествовавшие его выходу. Единственная студийная запись на альбоме — песня «Город», ставшая одной из самых известных композиций в исполнении «Аквариума» (часто авторство её музыки и стихов ошибочно приписывают соответственно Франческо да Милано и Алексею Хвостенко). В том же году в США на средства Джоанны Стингрей тиражом 1500 экземпляров вышел двойной виниловый сборник советской рок-музыки «Red Wave», в котором одну сторону из четырёх занимал «Аквариум». Впрочем, полноценным выходом из подполья это событие назвать было рано: «Аквариум» не давал больших концертов, о нём редко говорили в прессе и на телевидении. Музыканты продолжали общаться с лидерами советского андеграунда: кинорежиссёрами Александром Сокуровым и Сергеем Соловьёвым, музыкантами Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным, журналистом Артемием Троицким. Близкие отношения установились у «Аквариума» с митьками.

БГ. 1987 год.
Вскоре после появления «Red Wave» с мёртвой точки дело сдвинулось и в СССР: выходит первая официальная пластинка группы (так называемый «Белый Альбом»), изданная фирмой «Мелодия» в 1987 году и представлявшая собой компиляцию песен из «Дня Серебра» и «Детей Декабря». Всеволод Гаккель даже связывает между собой выход двух этих пластинок: "Одну копию она (Стингрей) послала Рейгану, другую Горбачёву, сопроводив это заявлением, что то, что не могут достичь политиканы на дипломатическом уровне, с успехом получается у рок-музыкантов обеих стран. В результате чего Горбачёв спросил у своих советников: Какой такой Аквариум? Почему у них нет пластинки? И Министерство культуры дало директиву фирме «Мелодия» в срочном порядке выпустить пластинку этой группы, дабы создать иллюзию того, что пластинки этих групп давно выпущены и продаются."

Именно в этот период группа начинает приобретать всё бо́льшую известность, а 1987 год можно считать «годом великого перелома» в истории «Аквариума». Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» публикует первую (без учёта подпольных изданий) рецензию на творчество «Аквариума».

Ещё в марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» — в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР. Это было своеобразным свидетельством окончательного выхода группы из подполья, её официального признания и узнавания как существенного элемента советской молодёжной музыкальной культуры того времени. До этого группа была известна главным образом среди поклонников и товарищей «по цеху». Уже в марте 1987 года журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны. Лучшим музыкантом был признан Гребенщиков.

В 1987 году на «Мосфильме» был отснят фильм Сергея Соловьёва «Асса», в котором было использовано пять песен «Аквариума», в том числе «Город». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен «Аквариума» в собственном исполнении. Гребенщиков пишет музыку и к фильмам Сергея Соловьева: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Нежный возраст».

В том же году на «Мелодии» вышел альбом «Равноденствие», первый студийный после двухлетнего перерыва и последний перед четырёхлетней паузой, связанной с временным прекращением деятельности «Аквариума». Гребенщиков в интервью журналу «Урлайт» охарактеризовал его как лебединую песню «Аквариума» 80-х и в целом был недоволен пластинкой: "И вот мы связались с ними (с «Мелодией»), записали «Равноденствие» и провалили нашу, может быть, самую лучшую пластинку. Всё нормально, контроль был целиком у нас, но то, как работает «Мелодия» — все маленькие штучки, заковырочки, неполадки с кабелями, что-то вырубается, у кого-то головная боль… И всё это выразилось в полной желеобразности." Автор обложки «Равноденствия» — кинорежиссёр Сергей Дебижев, в следующем, 1988, году снявший фильм «Золотой сон», с музыкой «Аквариума», а в его фильме «Два капитана-2» можно не только услышать музыку БГ, но и увидеть самого композитора.

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале, после которого Гребенщиков записал две песни («Китай» и «King Arthur») для своего будущего сольного англоязычного альбома. В августе 1988 он работает в США и Великобритании над сольником, получившим название «Radio Silence» («Радио Тишина»), с участием Дэйва Стюарта из Eurythmics. Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы. Идёт работа над альбомом «Феодализм», но группе не удаётся его дозаписать и выпустить в свет.

Деятельность «Аквариума» как единого коллектива окончательно приостанавливается. Позднее Гребенщиков однозначно выразится по этому поводу:

"— Скажи, Боб, «Аквариум» исчез навсегда?
— Да, «Аквариум» перешёл в область мифологии и легенд."
(Из интервью с Гребенщиковым в газете «Выбор», Киров, 11 октября 1991.)
"Группа «Аквариум» существовала с 1972 года. Всё, что мы могли сделать, мы уже сделали". (Из интервью с Гребенщиковым в Ярославле, 17 ноября 1991 года.)

«Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 года. В его записи принимали участие Гаккель и Дюша Романов, однако на лицевой стороне обложки указано только имя Гребенщикова. О работе над альбомом режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted) создал фильм «Долгая дорога домой» (англ. «The Long Way Home»), который в июне 1989 года был показан по MTV.

В начале 1990-х годов, после распада группы «Аквариум», БГ создает новую группу — «БГ-Бэнд» - своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах. За время своего существования (1991—1992) новая группа дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке». В январе — феврале 1992 года Гребенщиков и музыканты из состава «БГ-Бэнда» записывают в Москве «Русский альбом», основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года «Русский альбом» выходит в виде виниловой пластинки и становится символом окончательного возвращения Гребенщикова на родину. Альбом представлял своим слушателям абсолютно новый коллектив: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях — от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы: таковы песни «Никита Рязанский» и «Кони беспредела»; вступительный инструментал называется «Архистратиг» (то есть архангел Михаил).

"Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…" (Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему».)

Но в сентябре 1992 года коллектив «Аквариума» собирается вновь. Выпускают альбомы "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

Наступает период признания творчества Гребенщикова. За вклад в развитие рок-музыки он получает премии «Триумф», «FUZZ», «ПобоRoll», «Своя колея» и другие:
Январь 1998 — лауреат премии «Триумф».
23 сентября 2000 — вручение премий «Люди нашего города», Санкт-Петербург.
7 апреля 2001 — вручение премии журнала «Fuzz» «За вклад (в развитие рок-музыки)».
31 марта 2002 — Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
18 октября 2002 — лауреат Царскосельской художественной премии.
24 января 2004 — вручение премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.


БГ (на первом плане) во время концерта на сцене МХАТ, 2005 год.
Представлен новый альбом группы "Zoom Zoom Zoom".
БГ и бас-гитарист Андрей Светлов. МХАТ. 2006 г.
новый альбом "Беспечный русский бродяга"

БГ (в центре) и "Аквариум". ДК "МАИ". 2006 год.
МХАТ им.Горького. 2007 год.
В марте 2005 БГ выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. 22 мая 2005 года БГ начинает вести почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", выложив свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" представил новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа выложила в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита создали ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате. Но и сегодня знаменитый музыкант, один из «отцов-основателей» русской рок-музыки - Борис Гребенщиков продолжает свою творческую карьеру, он много гастролирует, создает новые песни, выпускает альбомы.

Семья

с женой и дочкой
Первая жена БГ — Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В июне 1978 года расстались. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
дочь Алиса Гребенщикова, актриса.
зять Сергей Дондурян.
Внук Алексей (род. 2008)

Вторая (по данным одной из программ «НТВ», первая) жена — Людмила Шурыгина (1980—1989) (до этого — гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала уборщицей в 222-й школе.
сын Глеб Гребенщиков (род. 14 февраля 1985) — известен как диджей gebe.
внучка Алиса Гребенщикова

Третья (1991 год) жена Ирина, бывшая жена Александра Титова. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову — сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.

БГ на граффити. Харьков, 2008
Увлечения, интересы, отношение к искусству

Как сказал БГ в интервью КП: "Нельзя быть невежами, это вредно. Это вредно для потенции."

В 2012 году по просьбе издательства «Розовый-жираф» Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, который, по его словам, «мог бы быть и втрое больше», ведь "мне было интересно читать, я начал читать до школы". В список вошли следующие литературные произведения (кстати, мне тоже нравятся все эти книги) за исключением "Ветра в ивах", её я просто не читал, нужно будет прочесть):
«Ветер в ивах» К. Грэм;
«Книга джунглей» Р. Киплинг;
«Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролл;
«Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролл;
«Буратино» А. Н. Толстой;
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон;
«Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин;
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Александра Сергеевича Пушкина, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Бориса Акунина и Виктора Пелевина. Гребенщиков неоднозначно относится к творчеству писателей-экзистенциалистов, утверждая, что «когда европейцы начинают заниматься философией, у меня это вызывает хохот».


БГ и сам пишет. Написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило». 31 марта 2009 года состоялась презентация книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», выпущенная фондом благотворительной помощи хосписам «Вера», в создании которой участвовал наравне с Акуниным, Маканиным, Прилепиным и др. писателями.

Кроме того, с 1978 БГ пишет картины. Дебютировал как художник на первой официальной выставке группы "Митьки" в 1985, был дружен с художниками "Новой Академии" и представителями "ленинградского экспрессионизма". Как вспоминает сам БГ: «У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче, и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые ещё даже не тронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители... И я думаю: «Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится». Стащил всё это вниз и начал рисовать». В 1996 году БГ записал в Вудстоке сольный альбом «Лилит», на котором выразил свое кредо следующим образом: «Ван Гог умер, Дарья, а мы еще нет. Так что Дарья, Дарья, не нужно рисовать мой портрет. Ты можешь добиться реального сходства, или феноменального скотства, ты все равно рисуешь сама себя, меня здесь нет.» (Дарья Дарья)


В мире кино, музыкант отмечает фильмы «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Помимо этого, он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах. "На мифическом Западе был Элвис, у нас был Высоцкий, и они несли на себе один и тот же крест: сказать несказанное. Уважаю его дар, но меня тяготит безысходность, встроенная в сам лад русской песни. Никто и никогда не пел по-русски так просто и мудро, как Булат Окуджава. Песни Окуджавы всегда казались мне образцом достоинства, культуры и рыцарства." (из интервью КП)


Религия

Как сообщается в FAQ официального сайта группы «Аквариум», Гребенщиков не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама, что в переводе с санскрита означает «выходящий за пределы ограничений». При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года — сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Гребенщиков изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Гребенщиков иногда посещает православные храмы и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России.


Правила жизни. Борис Гребенщиков

Мик Джаггер сказал: «Если ты начнешь думать о том, что другие люди думают о тебе, — ничего сам не сделаешь». Кто-то считает меня буддистом-маразматиком? Я не против.

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать. Реакция мужчин меня не интересует — близкие друзья не в счет.

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда человек держит у себя дома сто компактов, и среди них — твоя музыка. Остальное все — сельская самодеятельность. Из наших музыкантов пока никто не дотянулся.

Самое большое удовольствие для меня — сидеть в теплом солнечном месте, выпивать и болтать с друзьями.

Деньги — это эквивалент энергии. Я пою и отдаю довольно большое количество энергии. Те, кто приходят на концерт, мне за это платят. Они не могут платить напрямую своей энергией — поэтому дают бумажки, которые ее заменяют. На эту бумажку я могу купить бутылку водки, приму ее, и во мне высвободится определенное количество энергии, которую я могу использовать в своих целях. А те, кто относится к деньгам с придыханием, не видят самого главного: что это не деньги, это энергия. Есть анекдот: с завода ликеро-водочных изделий вынесли десять ящиков водки. Продали их — на деньги напились. Но два первых действия были не нужны. Большая часть людей стремится к приобретению денег, теряя при этом возможность воспринять то, что они на эти деньги купят.

Нормальные люди в России мучаются, потому что не знают, что им делать. Не знают, кто они такие, зачем они здесь. Они коротают время в ожидании какого-то подарка. Когда же им поступает этот подарок — не знают, что с ним делать. У каждого есть сотни примеров.

Те, кто говорят о власти с придыханием или захлебываясь от ненависти, — глубоко ошибаются. Власть не заслуживает ни того, ни другого. О власти нет смысла говорить в той же степени, в какой нет смысла говорить о водопроводчиках.

Большое искусство не может возникнуть в эпоху катаклизмов. Гиппиус? Есенин? — упаси господь. Маяковский? — ужасный поэт. Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом и оттачивать каждую миниатюрную грань.

Я все время с чем-то ношусь . Высказываю категорические суждения по поводу явлений, которые еще до конца не усвоил, а позже говорю: на самом деле это полное говно. И мне не стыдно. Нужно пестовать свой идиотизм — это называется «контролируемая глупость».

Дэвид Боуи лет 15 назад говорил мне что-то про войну с мусульманским миром, но я не запомнил. Не запоминаю, что люди говорят про войну: когда Земле будет нужна очередная война — она будет. Мы же, по сути, не понимаем, почему возникают войны. Война может начаться в любую секунду, сейчас, например, — и перерасти в мировую.

Говорят: самые надежные друзья — те, с которыми ты познакомился в детстве или юности. Это точка зрения инертного человека. Значит, ты просто не в состоянии найти себе друзей. Не вижу смысла сохранять старые компании. Людей, которых я сейчас люблю, я, как правило, встретил совсем недавно.

Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом.


"ПОЛОВИНЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МЫ ОБСУЖДАЕМ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ" (из интервью КП, 27.11.2013)

- Когда ты тратишь много времени, для того чтобы заслужить собственное имя…

Я не трачу время, чтобы заслужить. Зачем заслуживать собственное имя, когда оно у тебя есть с рождения?

- Но надо много работать, для того чтобы стать известным, популярным...

Какие бедные эти люди, как жалко, что им приходится тратить жизнь на то, чтобы казаться кем-то в глазах других людей. Какой это позор!

- Это же не специально происходит.

Если ты занимаешься искусством, тебе не важно, что по твоему поводу думают. Вот, например, Клод Моне сидит и рисует. Он пишет и пишет, потому что ему важно добиться определенных результатов, которые только он понимает. Естественно, ему удобно, если у него есть какие-то связи и его картины продаются. Удобно, но не важно.

- Но если нет денег, то тот же гипотетический Моне не сможет купить себе краски...

Мы все время ставим повозку впереди лошади. Если человек начинает делать то, что он делает, то может случиться так, что ему не понадобятся все те устройства для решения проблем, которые он придумал, еще не начав делать. Эти места на искусственном Олимпе никому не нужны, кроме людей, которые настолько лишены какой-то потенции, что им приходится заменять настоящую жизнь ее подобием.

- Соглашусь.

Так вот, если мы с этой точки зрения посмотрим, выясняется, что половина вопросов, которые мы обсуждаем, даже не существует. Потому что есть искусство, которым интересно заниматься, сложно и абсолютно неприбыльно. А есть вещи, которые прибыльны, но неинтересны, и заниматься ими не стоит, потому что они ничего хорошего не дают, кроме воображае­мого престижа, воображаемых денег.

Борис Гребенщиков – нестандартный классик советского, а затем российского рока. Созданный им «Аквариум» – одна из первых культовых рок-групп, а БГ – его бессменный лидер на протяжении десятилетий. «Город золотой» – песня, ставшая культовой, ее слушает и любит уже третье поколение поклонников творчества БГ. Несмотря на заимствования в западной музыке, Гребенщиков отличается оригинальностью, называя себя «аятоллой русского рока». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.

Детство и семья

Мальчика, родившегося осенью 1953 года в ленинградской семье интеллигентов Бориса и Людмилы Гребенщиковых, назвали в честь отца – Борисом. Корни семьи – саратовские, волна староверов попала в Петербург еще в девятнадцатом веке.


Дедушка Александр был начальником Балтехфлота и в Великую Отечественную войну имел отношение к прокладке Дороги жизни через Ладогу. Его именем даже был назван теплоход во Владивостоке. Бабушка, Екатерина Васильевна, пережив вместе с дочерью блокаду Ленинграда, жила вместе с ними.

У Бориса есть младший на 16 лет брат по отцу, Александр, ныне музыкант рок-групп «КРОМЕ» и «Andrew & Company». В передаче «Ты не поверишь» Александр рассказал, что отец умер, когда ему было 5 лет, и о родстве с лидером «Аквариума», которым он заслушивался с детства, узнал лишь в 18 лет.


По воспоминаниям Бориса Гребенщикова, его бабушка очень трепетно относилась к творческой свободе внука и, несмотря на то, что всегда сопровождала его в прогулках по большому двору (одного Борю не выпускали), передала мальчику свой стиль игры на гитаре.

Боря мечтал иметь свой собственный инструмент, еще будучи дошкольником. И однажды с сияющими глазенками, обутый в онучи и лапти, притащил домой облупленную гитару, которую нашел на помойке. Папа, увидев чумазую мордашку сына, привел инструмент в порядок и покрыл лаком. Звучание гитара потеряла, но выглядеть стала прилично. На ней маленький Боря стал учиться играть, подбирая классические произведения, к примеру, Мусоргского или Шопена.

Отец с мамой (директор опытного завода Балтийского пароходства и юрисконсульт Дома моделей в Ленинграде) не мешали увлечению сына. Даже достали магнитофон МП-2 и отдали Борису. Счастью ученика престижной школы №421 не было предела. Помимо записей музыки с «Голоса Америки» он слушал популярного в СССР Раджа Капура, музыку сороковых годов (записи сохранились у родителей).

В субботние вечера подросток закрывался в зале и записывал с зарубежных музыкальных программ рок-н-рольные композиции. Музыка западала ему в сознание очень хорошо, с Биллом Хейли, к примеру, Боря познакомился благодаря фигуристам Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой, которые танцевали под его композицию.


Мальчишка смотрел фигурное катание и одновременно записывал зарубежную музыку на магнитофон. Однажды он даже умудрился записать по телефону примерно десять песен The Beatles. Несколько раз в доме на Алтайской улице, где жила семья Гребенщиковых, появлялся знаменитый Евгений Клячкин, которого Боря вместе с гостями родителей слушал затаив дыхание. А коллекцию песен Владимира Высоцкого он собирал со второго класса школы и в пятом исполнял со сцены его песню «На нейтральной полосе». Это было первое публичное выступление будущей звезды рока.


Однажды, гуляя летом с бабушкой по Сестрорецку, Боря шел мимо пионерского лагеря ВТО и увидел возле ворот чернокожего паренька, исполняющего на гитаре знаменитую композицию «битлов» Ticket to Ride. Так мальчик понял, что The Beatles можно петь и в СССР. И решил обязательно попасть в лагерь, чтобы познакомиться ближе с необычным исполнителем. Доступ на территорию он получил благодаря ухищрениям и шантажу: под натиском внука бабушка устроилась туда на работу.


Боря всего за день освоил гитару нового друга, перестроил ее на шестиструнку и спел заветную песню. Так с июля 1968 года началось настоящее, как считает Гребенщиков, его музыкальное образование. Под конец каникул он уже играл и пел пятнадцать зарубежных хитов, о которых в стране мало кто слышал. На следующий год у Бориса был уже магнитофон «Нота», с которым он приходил в лагерь. Директор делал попытки прогнать «певца загнивающего капитализма», но пионеры устраивали забастовки, им нравился необычный исполнитель их возраста, начинающий проповедовать свободу:

Одного человека я сбил с пути совсем, он стал носить булыжник и веревки на шее, потому что понял, что он – хиппи. Это был сын композитора Ефима Розенфельда, у него была кличка Хы… Ну а в лагере ВТО образовалась довольно тесная компания людей, которая продолжала общаться и в дальнейшем, а потом постепенно эта компания переросла в театр в Замке (Инженерном, – прим. ред..

В детском возрасте в своем дворе Боря встретил однажды мальчика из соседней парадной, с которым разговорился, а потом и подружился. Звали мальчика Толя. Отчество у него было необычное для советского времени – Августович. Фамилия – Гуницкий. Друзья вместе учились в школе, сочиняли пьесу, с которой намеревались прославиться. Но Борю родители перевели в школу №239, поскольку она была физико-математической, а он собирался поступать на факультет прикладной математики. Но связи друзья не теряли, музыка была главным мотивом в их жизни.

«Аквариум» и первое «Искушение»

Будучи студентом Ленинградского университета и обучаясь на весьма престижном факультете, Борис, тем не менее, больше всего хотел «нести рок-музыку в массы». Вместе с Джорджем (прозвище Гуницкого, очень похожего внешне на одного из солистов ливерпульской четверки) они стали репетировать в актовом зале факультета. Талантливые и одаренные, Борис и Анатолий сами писали стихи, хотя поначалу исполняли композиции на английском, так как их кумирами были Боб Дилан , Игги Поп , Боб Марли, Марк Болан и, конечно, The Beatles .


Но потом друзья решили, что должны петь исключительно на русском языке. Хорошо владеющий английским языком Гребенщиков стал переводить некоторые тексты, писать свои. Через некоторое время их обвинят в постоянном плагиате, на что БГ ответит, что в рок-н-ролле, как в фольклоре, каждый свободен исполнять то, чего душа просит. И уточнит, что у «Аквариума» не было таких случаев, чтобы, например, прослушав Брайана Ино, решили перепеть. Скорее, наоборот. Сначала что-то напишут, потом уже думают, на что это похоже. Борис уверен, что плагиата в рок-н-роле просто не может быть, и сам он за его безымянность.


Первый самиздатовский диск «Искушение Святого Аквариума» тогда еще немногочисленные поклонники коллектива увидели в 1973 году. Песни называли «концептуальной музыкой», критики сообщали о «первой попытке создания» подобной музыки в СССР. А БГ и Джордж пригласили в группу Михаила Файнштейна-Васильева («Фан») и Андрея Романова («Дюша»).


Ребята, фонтанировавшие творческими идеями, создали театральную труппу с постановками абсурда. Пьесы писали Джордж и Фан, а Боб (раннее прозвище Гребенщикова) и Дюша воплощали на сцене их затеи. Для троицы музыка отошла на некоторое время на второй план, чего Борис не стерпел и остался в «Аквариуме» один.


Угроза отчисления из института его не испугала, но репетировать в здании вуза ему запретили окончательно, после чего несколько лет с новым составом «Аквариум» он числился в подпольщиках. Коллективу был также закрыт путь на звукозаписывающие студии. Репетиции проходили на квартире Всеволода Гаккеля, который перешел в группу из фолк-рок-компании «Акварели».


Записи новых композиций делались подпольно. Так были записаны пластинки «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сестры». Уникальность последней состояла в том, что она была записана на свежем воздухе совместно с Майком Науменко и вышла самиздатом в количестве десяти штук.

Квартирники и фестивали от БГ

Запрещенные цензурой «аквариумисты» не могли выступать перед большой аудиторией, поэтому в семидесятых годах ограничивались акустическим форматом выступлений, каковым на то время был квартирник. В основном звучали песни самиздатовского альбома «Акустика», который разошелся к тому времени по всему СССР.


Пару лет Гребенщиков занимался выпуском журнала о рок-музыке «Рокси», а затем «Аквариум» в 1980 году выехал на свой первый официальный рок-фестиваль «Весенние ритмы» проходивший в Тбилиси. И сразу скандал. Гребенщикова и группу обвинили в пропаганде инцеста.

«Аквариум» на Весенних ритмах в Тбилиси, 1980 год

А все дело было в плохих динамиках, из которых вместо слов «выйти замуж за финна» зрителям послышалось «выйти замуж за сына». К тому же вместо заявленных песен группа исполнила «Героев», «Кусок жизни», «Минус 30». Жюри покинуло зал сразу же и в полном составе, группе снова было отказано в помещении для репетиций, а Бориса, как только он приехал в Ленинград, исключили из комсомола. Позже он скажет:

Когда я вступал в комсомол, часть ритуала заключалась в том, что на вопрос, почему вступаешь, нужно было ответить: «Я хочу находиться в авангарде советской молодежи». Через много лет я понял, что не отступил от своей клятвы.

В целом же 80-е годы стали для группы знаковыми. Благодаря знакомство с Андреем Тропилло в 1981 году был записан «Синий альбом», первый студийный альбом «Аквариума». В том же году группа становится членом первого Ленинградского рок-клуба, получает возможность постоянно концертировать и даже приглашается к участию в первом Ленинградском рок-фестивале с жутко серьезным названием «Первый городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“».


Вскоре группа начала сотрудничать с ярким представителем андеграунда Сергеем Курехиным . Гребенщиков появился с «Двумя трактористами» в телевизионном эфире «Веселых ребят», на «Музыкальном ринге» и в других проектах.


В 1982 году БГ стал продюсером первого альбома Виктора Цоя и группы «Кино». Через несколько лет записал два англоязычных диска: «Radio Silence» и «Radio London». В Америке он увлеченно общался с Дэвидом Боуи , Лу Ридом, Игги Попом.

Концерт «Диалог»

Перестройка и гласность дали возможность собирать концертные залы и стадионы, выпускать новые, необычные по звучанию и стилю альбомы, писать музыку для кинофильмов. На экраны вышел ставший впоследствии культовым фильм «Асса» Сергея Соловьева и в нем прозвучал «Город золотой» в исполнении БГ, песня, ставшая визитной карточкой Гребенщикова.

Аквариум – Город золотой

Интересный факт: стихотворение «Рай» Анри Волхонского начинается словами «Над небом голубым» и речь в нем действительно идет про Эдем. Гребенщиков же рай «переместил» «под небом голубым» и объяснил Анри это следующим образом:

Как автор ты, естественно обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай необязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле.

Творчество девяностых и последующих годов

В 1990 году Гребенщиков официально объявил о прекращении творческой деятельности «Аквариума» и о создании нового коллектива «БГ-Бэнд». Но через три года «Аквариум» снова вышел на сцену. В 1998 году БГ становится первым рок-музыкантом, которому была вручена государственная премия «Триумф» за достижения в области литературы и искусства.


Новый виток всплеска популярности пришелся на конец девяностых – начало двухтысячных годов, когда были выпущены почти один за другим альбомы «?» и «Сестра Хаос». Жесткие и разноплановые, они отличаются от привычного стиля «Аквариума».


В двухтысячных Гребенщиков – ведущий программы на Радио России под названием «Аэростат». Шри Чинмой, гуру-неоиндуист, нарекает его именем Пурушоттама. При его содействии БГ выступил со своей программой в лондонском Альберт-холле, дал сольный концерт в Организации Объединенных Наций.


В 2013 году с «Аквариумом» происходят метаморфозы – в коллективе появляется флейтист-ирландец Браян Финниган, а название группы звучит как Aquarium International. 2014 год отмечен мюзиклом по композициям БГ под названием «Музыка серебряных спиц».


В течение двух последних десятилетий Гребенщиков проявил себя как писатель и переводчик. В его интерпретации можно увидеть «Бхагаватгиту», буддистские и индуистские трактаты. Одна из недавних его книг – «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова». Поговаривают, что БГ ее не писал сам, но мэтр рока, как обычно, находит слова, которые делают смешными все «поговаривания» в его адрес.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова

Факт удивительный, но три женщины, которым Гребенщиков предлагал выйти за него замуж, сначала были женами его друзей-приятелей. Каким образом он умудрялся сохранять с экс-мужьями хорошие отношения – загадка.


Наталья Козловская, первая жена Гребенщикова, с которой они поженились в 1976 году, сначала встречалась с Михаилом Файнштейном, Фаном. Свадьбу сыграли пышную, приглашенных гостей было множество. Отношения разладились быстро, а окончательно сошли на нет после рождения дочери Алисы . Наталья вскоре вышла замуж за психотерапевта Дмитрия Овечкина, который принял ее дочь как родную и много внимания уделял ее образованию.


Когда БГ из-за проблем в своей семье начал ночевать у Севы Гаккеля, он вдруг обратил внимание на его жену Людмилу Шурыгину. Связь вначале была тайной, встречи на крыше по ночам, пока муж Люды мирно спал, страстными. Когда Всеволод узнал про адюльтер, он попросту отошел в сторону, продолжая заниматься музыкой в «Аквариуме».


«Бо» и «Лю», как они себя называли, поженились. Девять лет счастливого супружества закончились разводом, поскольку Людмила узнала, что ее ветреный муж заводил романы направо и налево, даже не смотря на то, что она родила ему сына Глеба.


«Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может он так идеи для творчества черпает? Не знаю», – делилась мнением о бывшем супруге Шурыгина, которая долгое время находилась в депрессии после расставания, пытаясь заливать тоску алкоголем.

Борис Гребенщиков сейчас

Как и прежде, БГ сохраняет равновесие, опираясь на «пять точек». Он постоянно находится между Питером, Москвой, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем. Сакральными для него стали также некоторые места в Непале, Индии. Музыканту снова хочется сделать что-то такое, чего от него не ждут. Возможно, именно поэтому Гребенщиков объявил, что в 2020 году «Аквариумом» будет выпущено сразу пять новых альбомов.

Борис Гребенщиков – Вечерний М.

Ни один из них пока что не назван, но предполагается, что в первом будут собраны песни, записанные за пять последних лет, которые выкладывались лишь в интернете. Во второй планируется включить совсем новые синглы – «Изумрудную», «Басту Расту» с ее электронно-шаманским звучанием. Кавер-версии перепетых песен друзей из Ленинградского рок-клуба восьмидесятых и Московской рок-лаборатории войдут в два следующих альбома «Аквариума».

В их числе легендарные хиты Майка Науменко, Петра Мамонова , Виктора Цоя, Вячеслава Бутусова , группы «Зоопарк». В пятый альбом будут собраны малоизвестные песни очень известных бардов – Булата Окуджавы , Евгения Клячкина, Александра Городницкого и других. БГ, как обычно, не называет конкретных дат выхода дисков, как не сообщает, какой из них поклонники увидят первым, а какие в последующем.

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".

В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Публикации по теме